Профилактика компьютерной зависимости

Методические материалы по профилактике компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр

Разработка тематического родительского собрания«Компьютер в жизни подростка. Польза или вред?»

Компьютерная зависимость школьников

Профилактика интернет-зависимости


Детская безопасность в Интернете


Даже самые консервативные родители согласны с тем, что совсем запрещать ребенку пользоваться интернетом нельзя. Но сделать так, чтобы он не подвергался во всемирной сети опасности, необходимо. Это можно сделать различными способами.
 
Анимационный ролик «Береги свои персональные данные»

«Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом?

    • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
    • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
    • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
    • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
    • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
    • Тем не менее, помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
    • Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
    • Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
    • Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.

Предупреждение груминга

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
    По европейским данным, значимость проблемы «встречи с онлайн-незнакомцами» во многих странах Европы существенно снизилась. В России этот вопрос остается одним из самых важных среди коммуникационных интернет-рисков. Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 22% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни. В Европе знакомятся в Интернете 29% детей, но встречаются с онлайн-знакомыми в реальности меньше — около 10%.

    Детская безопасность в Интернете

    Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка?

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости — чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить — ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
  • Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
    1. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
    2. Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
    3. Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, — это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
    4. Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
    5. Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял — ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
    6. Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
    7. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.