Отчёт о реализации программы наставничества

Наставник: Химичева Светлана Павловна, учитель начальных классов.

Наставляемый: Листопадова Екатерина Романовна, учитель начальных классов.

 

В ходе реализации персонализированной программы наставничества на 2022-2023 учебный год достигнута цель: содействие непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию наставляемого молодого педагогического работника его самореализации и закреплению в педагогической профессии.

На первом этапе совместно с наставляемым была сформирована программа наставничества, включающая цель, задачи, сроки и этапы реализации программы, ожидаемые результаты, а также сформирован индивидуальный план развития компетенций молодого специалиста под руководством наставника, включающий анализ имеющихся профессиональных трудностей и способы их преодоления, составляющие вхождения наставляемого в должность, направления профессионального развития педагогического работника, самоанализ и рефлексию профессиональной деятельности молодого специалиста. Молодой специалист приступил к должности имея 1 год педагогического опыта, обучение специальности у наставляемого шло параллельно с выполнением функциональными обязанностями и образовательным процессом в целом. Наставляемый советовался с наставником на всех этапах педагогического процесса, предлагала свои творческие идеи, согласовывала свои действия с педагогами, инициировала обсуждения трудных случаев на уроке. Наставляемый проявила очень большую заинтересованность в работе, демонстрируя высокий уровень мотивации в профессии и конкретно в предметной области, проявляя активность, любознательность, настойчивость в реализации поставленных целей.

Основной этап реализации программы наставничества, который проходил в течение всего учебного года включал несколько составляющих:

— выстраивать партнерское взаимодействие с коллегами;

— формулировать мотивацию к обучению;

— формировать у обучающихся образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях;

— владеть методами и приемами индивидуализации образовательного процесса с учётом выявленных причин снижения учебной мотивации (низкая самооценка, отсутствие доверительной атмосферы, переизбыток/недостаток контроля от родителей, влияние контентов, интернет-ресурсов и др.)

— формировать мотивацию родителей к участию в жизни образовательной организации.

            Знакомство с педагогическим коллективом и изучение помещений образовательной организации, а также правила пользования ими, прошло достаточно быстро. Более тесное знакомство наставляемого с педагогическим коллективом началось на педагогическом совете и продолжалось в течение учебного года в ходе общешкольных мероприятий, совместных встреч, коллективных дел, совместных поездок учителей с учащимися на экскурсии, а также с помощью участия в командном городском и областном чемпионате «Цена жизни».

Наставник познакомил наставляемого с сайтом школы, страничкой в социальных сетях, рассказал о правилах пользования Интернет-ресурсами, правилах публикации статей. Результат публикации статей за 2022 год:

СЕНТЯБРЬ

02.09.2022 г.  Инструктаж по технике безопасности, проведенное старшим полицейским 2 взвода, прапорщиком Елениным А.В.

12.09.2022 г.  Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы».

20.09.2022 г.  Информационный час «Повышение цифровой грамотности».

21.09.2022 г.  Единый урок безопасности.

22.09.2022 г.  Акция «Внимание дети! Дорога в школу!»

28.09.2022 г.  Классный час «Антитеррор».

ОКТЯБРЬ

06.10.2022 г.  Урок безопасности.

17.10.2022 г.  Урок мужества.

21.10.2022 г.  Окружной конкурс молодых педагогических инновационных разработок «Призвание».

21.10.2022 г.  Покровские чтения – конференция «Многодетная семья – достояние России».

21.10.2022 г.  Международная акция «День Лермонтовской поэзии».

26.10.2022 г.  Акция «Внимание, дети!».

29.10.2022 г.  Фестиваль методических идей молодых педагогов.

31.10.2022 г.  Разговор о важном.

НОЯБРЬ

01.11.2022 г.  Экскурсия «История нашего города с древнейших времен до основания города Сызрани».

07.11.2022 г.  Парад памяти.

12.11.2022 г.  Цирковое представление.

18.11.2022 г.  Педагогическая встреча «Вектор чтения».

22.11.2022 г.  Международная акция «Понять. Помочь. Дружить – 22.»

25.11.2022 г.  День сыновей.

ДЕКАБРЬ

03.12.2022 г.  Час памяти «Имя твоё неизвестно – подвиг твой бесмертен».

16.12.2022 г.  Международная акция «Книговички».

29.12.2022 г.  Классный час.

            Наставник стимулировал наставляемого к знакомству с успешными практиками,

разработками и программами учителей-предметников, и инновационными технологиями,

внедряемыми в педагогическую практику образовательных учреждений, использовать их в работе, формировать навыки педагогического мастерства, осуществлять самоконтроль

деятельности учителя, анализировать учебные достижения учащихся, уровень их знаний, умений и навыков по учебному предмету.

Учитывая, что образовательная деятельность в учебном заведении непрерывно связана с участием воспитанников в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях разного уровня, важно было мотивировать наставляемого на данный вид деятельности. Так в течении учебного года ученики наставляемого учителя приняли участие в окружном конкурсе сочинений «Моя родина», во всероссийской олимпиаде по математике, общероссийской олимпиаде школьников «Основы православной культуры», в общероссийской олимпиаде школьников «Основы религиозных культур и светской этики», во всероссийской олимпиаде «Безопасные дороги», в общешкольной и городской олимпиаде по русскому языку и математике, во всероссийской олимпиаде школьников Сириус по русскому языку, участие обучающихся и их родителей в акциях: «Письмо солдату», «Окна Победы», «Безопасные дороги», «Дорожный патруль», «Рисунок солдату», «Свеча памяти», «Твой герой», «Спасибо учителю», «Бессмертный полк», «Расул Гамзатов глазами детей», «Поздравь защитника», «Дарите книги с любовью», «Книговички», «Фронтовая открытка», «Понять. Помочь. Дружить», «Мы вместе», «Внимание! Дети на дороге!».

На данном этапе программы наставничества наставник и наставляемый приступили к предварительной подготовке к конкурсам педагогического мастерства, которые являются одним из ведущих способов признания успешности учителя. Результаты наставляемого:

— организатор онлайн-уроков «Кулинарное дело», «Моя профессия – моя история»;

— организатор Всероссийского урока «Эколята – молодые защитные природы»;

— победитель командного городского чемпионата «Цена минуты»;

— призер окружного конкурса молодых педагогических работников «Призвание»;

— за лучшее представление на фестивале методических идей молодых педагогов в городе – Нефтегорск, награждена сертификатом и дипломом.

— участник открытой педагогической встречи «Вектор чтения» в городе Самара;

— участник в большом этнографическом диктанте;

— участник в программе «Орленок»;

— участник онлайн – викторины «В единстве наша сила»;

— организатор проведения общероссийской олимпиады школьников «Основы религиозных культур и светской этики»;

— организатор проведения общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»;

— участник окружного семинара «Робототехника на уроках технологии»;

— участник окружного Марафона педагогических инноваций.

Анализ результатов реализации программы наставничества осуществлялся на протяжении всего учебного года. Он включал анализ открытых уроков и занятий по предмету, контрольных и самостоятельных работ учеников, результатов участия в олимпиаде по предмету. На этом этапе наставник и наставляемый организовывали совместные встречи, обсуждали возникающие в процессе работы трудности, корректировали деятельность наставляемого, планировали уроки. Было организовано изучение документов по ФГОС. Велась работа с личными делами учащихся класса; индивидуальные консультации по ведению тетрадей, по проведению внеклассных мероприятий, праздников. Была проведена беседа по организации индивидуальных консультаций и бесед с родителями, родительских собраний.

Анализируя процесс и результативность наставнической деятельности, следует отметить, что программа наставничества достигла своих целей и планируемых результатов. У наставляемого учителя сформированы необходимые компетенции по оптимизации образовательного процесса и личностного роста. Наставляемый педагог успешно прошел адаптацию в профессии, повысилась его самооценка, нормализовался уровень тревожности, возросла мотивация к образовательной деятельности.