Инклюзивное образование

Организация образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с п. 5 ст. 5 закона РФ «Об образовании» «… в целях реализации права каждого человека на образование… создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

Анкета по обеспечению введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

План характеристики обучающегося в образовательной организации для представления на ПМПК

Адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуального обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития  (вариант 7.1, 7.2)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.1.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих  обучающихся (вариант 4.1.)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Положение о психолого-педагогическом консилиуме 

Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Положение о порядке разработки и реализации ИОП

Положение о порядке разработки и реализации СИПР (специальной индивидуальной программы развития)

Положение об организации индивидуального обучения в ГБОУ СОШ № 4 г.о.Сызрань

Положение об оказании логопедической помощи в ГБОУ СОШ № 4 г. о. Сызрань

Положение об индивидуальном учебном плане 

Положение об организации индивидуального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении 


Анкета обследования социально-значимого объекта о его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (от 23.06.2016)

Паспорт доступности приоритетного социально-значимого объекта для маломобильных граждан

ГБОУ СОШ №4 г.о.Сызрань

СП «Детский сад № 56» ГБОУ СОШ № 4

СП «Детский сад № 62» ГБОУ СОШ № 4


В Западном образовательном округе функционируют 2 центра психолого-педагогической, медицинской помощи:

  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр социально-трудовой адаптации и профориентации» г.о. Сызрань, расположенное по адресу: 446008, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Киевская, д. 5
    Тел. (8464) 99-92-62
  • Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу: 446026, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24а.
    Тел. (8464) 37-58-65

Целью деятельности центров является преодоление трудностей обучающихся  в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.

В  Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная 24-а. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.

Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, абилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.

Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:

  • Младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи, препятствующие успешному освоению образовательных программ. Занятия со школьниками проводятся в индивидуальной и групповой форме во внеурочное время, с учетом работы учреждения.
  • Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
  • Для детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.

Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.

Статистика показывает, что за последние четыре года увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных учреждениях по каждой территории и в целом по Западному управлению с 327 человек до 561 человек.

Обучение детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья организовано как совместно с другими обучающимися, так и индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями, рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.


С 01.09.2016 года начали действовать федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Западным управлением министерства образования и науки Самарской области разработан комплекс мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Кроме того, организована работа по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Условия для получения детьми с ОВЗ общего образования

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в школе созданы следующие условия:
—  обучение на дому;
—  возможность  заниматься в кружках, секциях  клуба инвалидов «Виктория» и  в школе;
—  прохождение итоговой аттестации в щадящем режиме;
— индивидуальное обучение с использованием дистанционных технологий.
 

В здании по адресу: г. Сызрань, пр. 50 лет Октября созданы условия для получения детьми с ОВЗ общего образования. Оборудованы пандусы, поручни, дверные проемы в санузлы расширены.


Школьные мероприятия

О проведении Всероссийского интернет-урока Доброты

Урок Доброты

Акция «Белая трость» 


Примерные адаптированные основные образовательные программы обучающихся с ОВЗ внесены в реестр примерных основных общеобразовательных программ: http://fgosreestr.ru/.

Дошкольное образование

Дошкольное образование детей является важным этапом в развитии ребёнка, именно в это время происходит его формирование как личности, и в ребёнке закладываются те качества, которые позволят ему в дальнейшем стать успешным человеком в жизни.

Статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как самостоятельную ступень, а пункт 3 статьи 5 закона гарантирует его общедоступность и бесплатность.

В структурном подразделении «Детский сад № 56» функционируют группы компенсирующей направленности: 7 групп для детей с нарушениями речи, 2 группы для детей с нарушениями зрения, 1 группа для детей с нарушениями слуха.

В структурном подразделении «Детский сад № 62» функционируют 5 групп комбинированной направленности: 3 старшие группы и 2 подготовительные к школе группы  для детей с тяжелыми нарушениями речи


 Нормативные документы

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ министерства образования и науки Самарской области от 27 июля 2005 г. № 82-од «Об утверждении положения об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области»

Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 23.08.16 №МО-16.09.01/815-ту «Инструктивно-методическое письмо «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов»

Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от_24.08.2017 № МО-16-09-01/711-ту «Информационно-методическое письмо «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Самарской области» 

План мероприятий («дорожная карта») Западного управления по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Письмо министерства образования и науки Самарской области №25-Ник от 05.02.16 «Особенности организации экзаменов для лиц с ОВЗ»

СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001


Полезные ссылки

Центр инклюзивного и дистанционного образования СИПКРО

Центр дистанционного образования детей-инвалидов

«Сделай шаг!» — Информационный портал для детей-инвалидов и их родителей

ГБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань

г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, д. 24а
Волкова Галина Александровна
Контакты: (8464) 37-58-65
http://cdk.minobr63.ru/
e-mail: cdk-syzran@mail.ru


Методические материалы

Всероссийский интернет-урок Доброты 

Классный час, посвящённый Международному Дню инвалидов.

Учебный фильм «Уроки доброты»  для учащихся 1-4 классов

Учебный фильм «Уроки доброты»  для учащихся 5-9 классов

Учебный фильм «Уроки доброты»  для учащихся 10-11 классов

Основные сведения / Структура и органы управления образовательной организацией / Документы / Образование / Образовательные стандарты и требования / Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав / Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса / Стипендии и меры поддержки обучающихся / Платные образовательные услуги / Финансово-хозяйственная деятельность / Вакантные места для приема (перевода) обучающихся / Доступная среда / Международное сотрудничество / Организация питания в образовательной организации